От чего зависит благополучие ребенка и чем могут помочь родители.
Интервью Светланы Белецкой
Как не перепутать собственное представление о счастье с желанием ребенка? Как на начальных ступенях развития помочь ему добиться успеха и найти себя? Чему стоит поучиться у иностранных родителей и педагогов?

Об этом — наша беседа со Светланой Белецкой, преподавателем Харьковского педуниверситета и писательницей. Весной этого года увидит свет ее книга под рабочим названием «Ваш ребенок и его успех» — практическое руководство для любопытных взрослых, как называет издание сама автор.

- Ваша книга — об успехе ребенка. Но что это такое? Ведь в нашем представлении успешный ребенок чаще всего — потенциальный предприниматель, бизнесмен.

- Успешный ребенок мало чем отличается от успешного взрослого, если отталкиваться от того, что целью жизни является саморазвитие, совершенствование себя.

Для чего родители хотят, чтобы ребенок был успешным? Для того, чтобы он был счастливым. Все счастливые люди успешны, потому что они совершенствуются в том, что им интересно. Задача взрослого — помочь ребенку найти себя, свои желания. Еще Григорий Сковорода связывал счастье человека с самопознанием. Современные взрослые до сих пор измеряют успех ребенка его школьными оценками. Я согласна, очень важно научить ребенка читать и писать, но не менее важно помочь ему научиться извлекать пользу из ошибок, оценивать свои сильные стороны, справляться с гневом и завистью, эффективно выходить из конфликтов и многое, многое другое.

Успешный ребенок — не только тот, кто получает каждый день «пятерки», а тот, кто познает себя, не боится быть самим собой, делает попытки самостоятельно создать свою биографию.

- Какие ошибки в воспитании чаще всего совершают украинские родители?

- Для нашей ментальности характерны две крайности: авторитаризм («Как я сказал, так и будет!») и чрезмерная опека («Как бы чего плохого не вышло!»). Как ни странно, причина обеих крайностей одна — непонимание мира детства, восприятие ребенка как своей собственности, части себя. Помните советскую песенку: «Переходит улицу мама двухсерийная, и вторую серию за руку ведет». Как ни парадоксально, но одна из главных задач наших родителей — научиться не мешать! Помочь двигаться в этом направлении может одно педагогическое изречение: ребенок — это индивидуальность, которая дана нам на воспитание. Он не является нашей собственностью, нашей частью, не обязан претворять в жизнь наши мечты. Ребенок — это соратник, сотоварищ. Поверьте, если вы примете эту идею, ваш воспитательный вектор полностью изменится и многие проблемы отпадут сами собой.

- Вы изучали различные методики воспитания, проводили исследования в США и Японии. Нам есть чему у них по
учиться?

- У каждого народа есть чему поучиться, несмотря на его воспитательные проблемы. У японцев есть внутреннее понимание мира детства. По их мнению, большое количество ограничений в детстве способствует тому, что в последующем ребенок будет «несчастным взрослым». Поэтому их дошкольники встречаются с очень маленьким количеством «нет». В садике малыши не ходят и не сидят — они кричат, шумят, «летают», в общественных местах, скажем, в очереди, они не стоят «смирно», а крутятся «волчком». И никого это не раздражает. Японские взрослые понимают, что дети иначе не могут — на то они и дети. Украинцам же важен послушный ребенок. Мы не задумываемся, что нам важнее: послушный ребенок сейчас или счастливый потом.

В США мне очень симпатична идея воспитания оптимистов. Позитивное мышление — это «народная религия» американцев. В педагогическом аспекте оно непосредственно связано с адекватной самооценкой ребенка. Многое объясняет лозунг, который я увидела на входе в одну американскую школу: «Твоя уверенность в себе значительно важнее твоего уровня IQ». Оптимисту всегда легче быть счастливым и успешным.
Каждый уникален

- В своей книге вы предлагаете определенные упражнения. Насколько они трудны для родителей и детей?

- Они просты, было бы желание у родителей заниматься этим. Например, вы забрали ребенка из садика или школы и вместо надоевшего вопроса «Что ты сегодня кушал?» играете в игру «Три события, которые меня рассмешили». Вместо телевизора, вы можете попросить ребенка нарисовать «Линию его жизни». Сделать это можно, даже если малышу всего-то 4 годика (интересно, что дети чаще всего вспоминают негативные события). Можно предложить ребенку подумать, что бы он изменил в мире, если бы был Богом. Как видите, упражнения несложные, главное — идея, которую родители могут развивать в любом направлении. Такое времяпрепровождение не только дает ребенку возможность лучше узнать себя, но и открывает взрослому мир детства.

- Сейчас модно начинать развитие ребенка чуть ли не с пеленок. Как вы относитесь к такой инициативе?

- Отталкиваться нужно только от ребенка, от его особенностей. Есть дети, для которых ранние методики — это воздух, есть малыши, для которых все это противопоказано. Главная ошибка родителей находится в сравнении. Нельзя сравнивать своего малыша ни с кем! Какой бы идеальной ни была система, она не может подходить всем детям. Например, какой бы замечательной ни была система Монтессори, нельзя отдавать туда всех детей без разбору. Это как с лекарствами. Каждый ребенок уникален. Подбирать методики, учителя, учебное заведение нужно только в зависимости от него самого. Для этого нужно «малое» — знать своего успешного ребенка!

Интервью опубликовано в газете «Аргументы и Факты»

Made on
Tilda